Jethro Tull - Aqualung (1971)
#Rock#Prog_Rock
Aqualung (рус. «Акваланг») — четвёртый студийный альбом британской рок-группы Jethro Tull, вышедший 19 марта в 1971 году. Диск стал первым для нового участника группы Джеффри Хэммонда (бас-гитара) и последним в составе Jethro Tull для ударника Клайва Банкера.
«Акваланг» является самым коммерчески успешным диском группы: его продажи во всем мире составили более 7 миллионов экземпляров. В 2003 году «Акваланг» достиг 337 отметки в списке «500 величайших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone»
Акваланг — имя героя заглавной песни, имеющего сомнительную репутацию.
*****************************************
"...Что ж, вышло так, что этот классический альбом я услышал уже после того, как познакомился с десятком других работ этой замечательной группы, выпущенных позже. Я считаю «Акваланг» лучшим произведением Jethro Tull (кстати, сам Иэн Андерсон впоследствии называл его незрелым и слишком наивным), но все равно следует признать, что это очень сильная работа – последняя в хард-роковом ключе (после этого Иэн пошел на сближение с арт-роком, фолком и даже поп-музыкой).
Довольно интересным замыслом было поставить несколько коротких акустических песен между достаточно жесткими остальными композициями. Нашему вниманию предлагается первый истинно концептуальный альбом группы, на котором резким нападкам подвергается религия.
Подобный замысел появился у Иэна уже давно. Так, например, в интервью журналу «Рэйв» в 1969 г. он говорил: «Сейчас происходит разрушение многих важных моральных ценностей… Секс вышел из подполья, а любовь и романтику задушила порнография… Я не христианин, но верю в существование Высшего Разума. Библию я вообще не читал, но знаю, о чем она».
Андерсон предложил свою собственную трактовку бытия, и, надо сказать, весьма оригинальную. Согласно ей, давным-давно Человек создал Бога по образу своему и подобию, чтобы влиять на бедных и никчемных созданий – Аквалангов, которые, несмотря на всю Его неприязнь к ним, все-таки сумели выжить и рассеялись по миру.
Потом уже Бог создал Землю, на которой теперь живут эти бездуховные твари, а настоящих людей крайне мало. Правда, любой Акваланг может стать Человеком, если произойдет какое-нибудь из ряда вон выходящее событие, которое откроет ему глаза.
1) «Aqualung». Отличная вещь с совершенно неожиданными изменениями темпа. Резкое гитарное начало и жесткая ритм-секция куплета сменяется лирическим припевом, после которого музыка становится быстрой и почти танцевальной. Перед нами предстает образ старого бродяги-туберкулезника (ведь aqua – это «вода», а lung – «легкие»), который изображен также на обложке. Он живет на дне, однако, по утверждению Андерсона, «в нем столько же божественного, сколько в папе римском». Таким образом, каждый человек духовно равен со всеми остальными.
2) «Cross-Eyed Mary». Красивое вступление клавишных и флейты сменяется размеренным хард-роком с отличными риффами. «Косоглазая Мария» – это проститутка, имя которой выбрано, естественно, для того, чтобы напомнить о Марии Магдалине, а заодно, возможно, и о матери Иисуса.
3) «Cheap Day Return». Небольшая гитарная композиция, лиричная и красивая.
4) «Mother Goose». Полуакустическая вещь, построенная на игре гитары и флейты, которую потом подменяет жесткая электрогитара. Текст весьма запутанный: лирический герой встречает разных странных персонажей – Матушку Гусыню, ту самую, которая якобы написала многие детские стихи, школьниц, рыдающих в носовые платки, бородатую женщину, Джонни Пугало, укравшего плащ у снеговика. Чтобы понять все эти аллюзии, нужно, видимо, быть хорошо знакомым с английским фольклором.
5) «Wond’ring Aloud». Вновь короткая гитарная зарисовка. В середине к акустической гитаре присоединяются фортепьяно и струнный оркестр. Песня явно повествует о семейной жизни Иэна.
6) «Up to Me». Весьма запоминающаяся тема, то грустная, то задорная. В тексте Иэн говорит о том, что каждый человек делает свой собственный выбор.
7) «My God». Начинается как медленный акустический блюз под фортепьяно и гитару, жесткая электрогитара вступает совершенно неожиданно. Здесь наконец-то звучит отличное соло на флейте, в хоре слышны даже мотивы русских народных песен. Андерсон сетует на то, что религией пользуются для выманивания денег, а не для духовных целей: «Люди, что вы наделали? Заперли Его в позолоченную клетку… не призывайте Его, чтобы спасти вас от милостей общества и грехов, от которых вы отказывались».
8) «Hymn 43». Интересная композиция, основанная на фортепьянной игре. «Блюз для Иисуса», по словам Андерсона. Довольно резкое обличение людей, которые, прикрываясь именем Христа, совершают преступления («кровавые искатели славы»).
9) «Slipstream». Последняя короткая вещь, вновь с гитарой и оркестром. В иносказательной манере Иэн говорит о смерти, намекая на возможность реинкарнации.
10) «Locomotive Breath». Фортепьянное начало, к которому присоединяется звучащая на заднем плане гитара, резко уступает место жесткому харду с прекрасной гитарой и перкуссиями. Прекрасные риффы, соло на флейте, запоминающийся вокал. Лучшая вещь на альбоме. Мы мчимся на поезде жизни, который невозможно остановить, потому что «Бог стащил рычаг управления».
11) «Wind-Up». Вновь разнотемповая композиция, напоминающая самую первую вещь. Медленное, почти снотворное акустическое начало сменяется хард-роком, после которого мы вновь возвращаемся к началу. На этот раз Андерсон нападает на систему образования, в которой немаловажная роль отведена религии; он утверждает, что когда он спросил Бога, тот ответил ему: «Я – не тот, с кем тебе нужно иметь дело по воскресеньям».
К сожалению, вскоре после выпуска этой замечательной работы Андерсон развелся с женой, также неординарной творческой личностью, которая помогла ему в написании текста к заглавной песне и, видимо, не смогла долго терпеть диктаторских замашек мужа, не принимавшего идеи конкуренции. Однако, как мы видим, даже диктаторы, пишущие все тексты и всю музыку, да еще и играющие на куче всевозможных инструментов, могут выпускать истинные шедевры."
Автор: Featus
Участники записи
Иэн Андерсон — вокал, акустическая гитара, флейта
Мартин Барр — электрогитара, блокфлейта
Джон Эван — фортепиано, орган, меллотрон
Джеффри Хэммонд — бас-гитара, блокфлейта и «странные голоса»
Клайв Банкер — ударные и перкуссия
Продюсирование
Джон Бёрнс — инженер записи
Дэвид Палмер — оркестровка и дирижирование
Бёртон Силвермэн — оформление обложки